Menu

Cart

Дрессировка собак

лабрадор с мячомУ собаки нужно выработать такие навыки и такое поведение в целом, которые без особых хлопот позволят содержать ее дома и успешно использовать на охоте. Собака должна быть послушной и уравновешенной, знать свое место и выполнять целый ряд необходимых команд. Множество навыков щенок приобретает самостоятельно в процессе воспитания: узнает свою кличку место, привыкает соблюдать чистоту в доме и выполняет простейшие команды.

Но даже этому у одного хозяина собака учится легко и с радостью, а у другого с большими трудностями. Зависит же это от того, насколько квалифицирован воспитатель-дрессировщик, насколько он последователен и терпелив при обучении питомца.

На первых порах поведение щенка зависит от врожденных (безусловных) рефлексов. В дальнейшем его поведение определяют уже не только врожденные, но и условные рефлексы, приобретенные в результате индивидуального опыта и обучения, реакция на вторичные сигналы-стимуляторы, например, на зов или иные команды дрессировщика.

Схема или порядок возникновения условного рефлекса таковы: вначале животное воспринимает сигнал условный раздражитель, который воздействует на его органы чувств, затем следует стимул безусловный раздражитель, вынуждающий к требуемому действию, а после этого реакция (рефлекс) закрепляется положительными эмоциями, возникающими в результате прекращения неприятного воздействия, при получении пищи, словом, в результате удовлетворения насущной потребности.

Такую же последовательность нужно соблюдать при обучении щенка. Вначале дается команда (условный раздражитель) затем следует воздействие, вынуждающее щенка выполнить требуемое, и тотчас рефлекс закрепляют поощрением.

Команда побуждение к тому или иному действию чаще всего подается голосом. Она должна быть короткой и достаточно выразительной, чтобы собака услышала ее даже на большом расстоянии. Во всех случаях команды подают уверенным, повелительным тоном, не злоупотребляя громкостью и угрожающими интонациями.

дрессировка собакиНедопустимо заменять команду другими словами, пусть даже сходными по звучанию. Слова "сядь", "сидеть", "да сиди же", "ко мне", "поди сюда" собака воспринимает как совершенно различные сигналы. Дрессировщик, который забывает об этом, никогда не добьется безупречного послушания от своего питомца.

Схема возникновения условного рефлекса. В ряде случаев команды приходится подавать свистом, а при охоте с гончими рогом. Хорошо обученная легавая собака должна менять направление хода на поиске и ложиться по соответствующему жесту В процессе обучения эти сигналы обычно усваиваются как вторичные, после того как собака научится выполнять нужный прием по словесной команде.

Вначале собаку приучают выполнять требуемые команды в непосредственной близости от дрессировщика. В дальнейшем многие из них собака должна будет выполнять и на расстоянии, что требует постепенной настойчивой отработки. Словесные команды можно пода вать на любом языке, отдавая предпочтение более звучным и непонятным для окружающих сигналам.

Принуждение к требуемому действию при обучении всегда следует за командой. Оно может быть очень различным, в зависимости от специфики приема, индивидуальных особенностей собаки и умения дрессировщика.

Чаще всего применяют механическое воздействие, например, при усаживании или укладывании собаки с помощью рук, использование длинного поводка после команды "ко мне" или свиста. Порой механическое воздействие причиняет болевые ощущения, например, рывок поводком, строгим ошейником парфорсом. Но воздействие не должно быть чрезвычайным, излишне болезненным. Его применяют не как наказание, а как неприятность, элемент дискомфортности, которого собака может избежать, выполнив требуемое действие. Страх j плохой помощник при обучении животного, и воспитатель собаки снимает его лаской, угощением или иным поощрением тотчас по выполнении требуемого приема. На этом и построен контрастный метод дрессировки.

Поощрение за правильно выполненную команду закрепляет рефлекс, заставляет собаку забывать неприятности, обеспечивает контакт с воспитателем и заинтересованность в работе. Лакомый кусочек из рук дрессировщика - самое распространенное, но далеко не всегда самое действенное поощрение. Его можно и нужно использовать, но ограничиваться только пищевым стимулом нерационально, да и невозможно. Настоящий собаковод использует широкий набор возможных контактов с четвероногим другом.

Ведь собака высокоорганизованное обхозяин с собакойщительное животное, которому человек заменяет семью, стаю, вожака, родителей, сородичей. А при обучении своего питомца он использует богатейший арсенал природных качеств собаки, предельно развитых направленной селекцией пород.

Пища в миске это обычная еда, которая интересует лишь проголодавшееся животное. А корка даже черного хлеба, полученная за выполнение приема, желанная награда смышленому активному существу которое жаждет деятельности и для которого служение людям стало потребностью. Природные инстинкты наших воспитанников трансформируют заработанный кусочек как бы в охотничий трофей, который с жадностью проглатывает даже самая избалованная, закормленная собака.

Внимание человека, ласковая интонация, прикосновение руки не менее действенное поощрение, чем подкормка, во всяком случае для многих собак с повышенной тягой к общению с воспитателем. Такой контакт нужно воспитывать с первых дней появления щенка. А в дальнейшем поощрением при обучении становятся игра, прогулка, удовлетворение многих природных потребностей животного. Занятия со щенком, обучение его выполнять ваши требования и команды тоже относятся к числу естественных потребностей этого замечательного животного. Ведь и в стае своих собратьев щенок проходит курс обучения на протяжении многих месяцев. Он изучает правила собачьего этикета, учится добывать пишу избегать опасности. В окружении двуногих существ щенок сохраняет эту потребность учиться, если ее не глушат варварскими методами выращивания и дрессировки.

Сохраняя заинтересованность в учении и работе, можно добиться того, что и такие, казалось бы, неприятные принуждения и действия, как, например, команда "на место", взятие на поводок, даже измерение температуры или введение шприцем вакцины собака будет воспринимать как радость. Ведь за беспрекословный уход на место ее хвалят и угощают на поводок берут не только чтобы вести домой, но и перед прохождением интересного маршрута, а легкая боль от укола полностью компенсируется лаской и пищевой наградой после вакцинации.

Особого внимания заслуживает правильное использование охотничьих инстинктов собаки при ее полевом обучении и тренинге. Натаска, нагонка и притравка собаки, наводка ее на места нахождения дичи или на ее след, как и практическая охота, лучший способ установления контактов и отработки послушания. Хозяином собаки становится не тот кто ее вырастил и выкормил, а тот кто открывает для нее влекательный мир охоты.

Наказания в процессе воспитания собаки неизбежны. В собачьей или волчьей семье поддерживается жесткая Дисциплина и иерархия. Нерадивый ученик, задира и неслух порой получает от старших основательную трепку с последующей "нотацией" в виде грозного рычания.

Подобные санкции отнюдь не вносят разлад в жизнь стаи, как и наказание при воспитании собаки человеком. Только в дрессировке наказание это неприятность, а отнюдь не возмездие. Оно должно следовать тотчас за нежелательным действием воспитанника, не должно быть чрезмерным и тем более длительным.

Угрожающая интонация, рывок поводком, удар хлыстом вот перечень взысканий приемлемых при обучении собаки. Выбор и сила наказания должны соответствовать особенностям нрава воспитанника и степени его вины. Но во всех случаях наказание должно быть "доходчивым", т е. достаточно сильным, чтобы србака его почувствовала.

Угрожающая интонация должна произвести нужный эффект или должна быть подкреплена более жесткой санкцией; удар должен быть чувствительным, в противном случае собака воспримет его как заигрывание или знак внимания. Нельзя бить рукой или поводком. Они должны быть символом ласки, доверия, радости. Плеть неудобна, она захлестывается, требует взмаха руки от плеча, что внушает страх и недоверие к хозяину А для удара хлыстом достаточно движение кисти, что воспринимается не как агрессия дрессировщика, а как неизбежная кара.

Заносчивому кобелишке или распущенному псу который решается вступить с хозяином в бой за главенство, полезно задать хорошую трепку до полной сдачи им по, зиций. Но иногда этого можно избежать, если в момент, когда пес "бросает вам вызов", напомнить ему о превосходстве, заставив по команде выполнить несколько прие мов послушания: "сидеть", "лежать", "на место". Злобного опасного пса легче прибрать к рукам не дома или его вольере, а на прогулке в незнакомых местах, где задира чувствует себя не столь уверенно.

собака-друг человекаКаждый, кто заводит щенка, мечтает о друге, преданном только ему и его домашним. А юный питомец, как на грех, считает друзьями всех людей мира, готов ласкаться к каждому встречному Хорошо, если найдется знакомый который по вашей просьбе поднимет неслуха и, ухвати за шиворот, хорошенько стеганет два-три раза, после че го хозяин его позовет и приласкает. Многие, наоборот сами дергают и стегают щенка, удирающего к чужим, закрепляя этим стремление бежать от "злого" хозяина "доброму" постороннему дяде. А воевать со щенком вов се не обязательно. Если в людных местах и при свободу ной прогулке отвлекать его от посторонних игрой, отхо дом от них в сторону и приемами общего курса дрессировки, то к году молодая собака и сама перестанет обращать внимание на чужих. Собака примерно в годовало возрасте уже четко делит мир на своих и чужих.


Приучение щенка к чистоте одна из существенны забот охотника, если ваш питомец живет в квартире. Достигается это регулярной, возможно более частой про гулкой со щенком, особенно тотчас после его пробуждения и после еды. Если он растет в условиях сельской местности и может свободно выходить из дома при возникновении естественных потребностей, то он перестает пачкать в доме к трем месяцам. В городских условиях за ним приходится безропотно убирать вдвое больше, так как в раннем возрасте обменные процессы растущего организма протекают очень интенсивно, малыш оправляется часто, а терпеть от прогулки до прогулки просто не может Добиваться от него соблюдения чистоты строгими мерами бесполезно. Придет срок, и он сам научится проситься и терпеть до положенного времени.

Проблема уборки будет решаться несколько проще, если щенка приучить делать свои "дела" на газету или тряпку Для этого надо на первых порах улавливать нужный момент и вовремя ставить малыша на предназначенное для его отправлений место. В дальнейшем тряпку или газету можно будет класть на специальный противень. Но приучать к этому легче с самого раннего возраста.

Приучение к кличке начинается с первых дней появления щенка в доме. Для удобства общения она должна быть короткой и звучной. Кличка служит щенку сигналом "внимание". За ним обычно следует какая-либо команда, поощрение или иное действие хозяина по отношению к собаке.

Приучая собаку к кличке, дрессировщик называет ее и тотчас же закрепляет положительную реакцию питомца лаской, лакомством, игрой или приятной командой. Никогда не следует искажать кличку придавая ей уменьшительные или иные формы, либо бесцельно и слишком часто повторять ее.

Приучение к месту. Щенок быстро привыкает к отведенному для него уголку но необходимо, чтобы он шел туда и оставался на месте по приказанию. Для этого стараются уловить момент когда щенок хочет сам направиться на свою постель (например, после прогулки) и дают команду "на место", а затем поощряют за нужное действие. В других случаях после команды "на место" воспитанника берут за ошейник и водворяют на постель. Строгий тон приказания с момента, когда малыш оказывается в своем углу сменяют поощрительным словом "хороню", которое произносится в мягких, ласкательных интонациях. Непослушание и попытки покинуть место пересекают строгим повторением команды или шлепком.

Когда прием усвоен, нужно строго следить, чтобы по приказанию щенок шел именно на место, а не под кровать, стол или иное укрытие. Непослушание пресекают отводя собаку в ее угол. А щенка ненадолго привязывают на цепочку, прикрепленную возле его постели.

Приучение к поводку. Первоначально щенок приучается к ошейнику, что происходит почти незаметно, так как ошейник лабрадор с поводкомсобаку не стесняет Приучать к поводку надо в возрасте 2-3 месяцев. Вначале щенка берут на по* водок на очень короткое время, отвлекая от попыто сопротивляться лаской, игрой и движением в нужную ст рону Постепенно он привыкает к такому состоянию, те более что взятие на поводок предвещает приятную для малыша прогулку Чтобы не запугать щенка, к поводк его приучают мягко и постепенно. До полугода собаку н следует резко одергивать, даже если она иногда сильн тянет вперед.


Подход к дрессировщику по команде один из самы необходимых приемов воспитания и общей дрессировки? В комнате, вольере и огороженной усадьбе, где щенку вс ' знакомо и изрядно наскучило, он охотно спешит к хозяи ну заслышав кличку и последующую команду "ко мне" Особенно хорошо выполняют команду сулящую внима ние человека, ласку и угощение, маленькие щенки, у ко торых еще мало своих интересов в окружающем мире.

Но к 3-4 месяцам и позже щенки, которые отличн подходят на зов в домашних условиях, начинают туг реагировать на команду "ко мне" во время прогулок Ведь мир так интересен, хочется все обнюхать, познак миться с другими собаками, побежать за прохожим.. Очень важно не упустить собаку из своих рук именно это время.
]
Чтобы ваш призыв во всякое время был сильнее все уличных соблазнов, нужно с раннего возраста закреплят безотказное выполнение команды "ко мне" с учетом ин дивидуальных особенностей питомца. Лакомку поощряю за каждый приход по команде кусочком сухарика, сыр или хотя бы хлеба. Внимательного, ласкового щенка гла дят, почесывая за ухом. Озорного шалуна вознагражда ют игрой с мячом или иным развлечением.

Случается, что щенок охотно подбегает за лакомст вом, но старается получить его, не даваясь в руки. Во из бежание этого не следует каждый раз ловить подошед шего по команде малыша, но лакомство нужно дават только после остановки пса возле дрессировщика и огла живания его головы, шеи, холки.

Не следует подзывать собак только для того, чтоб взять их на поводок. Часто они плохо выполняют команды именно из-за этого. Хотя даже взятие на привязь может стать приятной наградой, если сулить интересную прогулку.

Случается, что по команде "ко мне" питомец вначале идет к дрессировщику но затем останавливается на некотором расстоянии от него. Начинаете к нему подходить отбегает или просто ждет оставаясь на месте. Заставить упрямца подойти можно, сделав несколько резких шагов от него, либо наказав за непослушание метким броском камешка, а когда испуганный ослушник подбежит, его надо непременно похвалить и погладить.

Усаживание. При обучении садиться по приказанию вначале дается команда "сесть". Принудить собаку сесть можно двумя способами: потянуть за ошейник вверх и слегка назад при одновременном нажатии на крестец или, держа в руке лакомый кусочек, провести его перед носом собаки чуть вверх и назад. В последнем случае собака сама примет сидячую позу А чтобы она не подпрыгивала и не вставала на задние лапы, дрессировщик наступает ногой на поводок. При любом методе воздействия, механическом или пищевом, принятие нужной позы стимулируется поощрением.

Укладывание. Выполнение этого приема необходимо в быту дисциплинирует пса и упрощает управление им. Команда отдается приказанием "лежать", в дальнейшем его можно заменить жестом.

При обучении собаку усаживают затем подают команду "лежать" и заставляют ее выполнить прием, нажимая на холку при одновременном вытягивании передних лап вперед. Выполнение нужного действия закрепляют, давая лакомство, оглаживая и поощряя словом. Можно заставить усаженного пса лечь, показав ему кусочек лакомства, зажатый в руке, которую опускают перед носом собаки вниз и вперед. Попытки собаки встать пресекают удерживая ее руками при строгом повторении команды "лежать". Когда собака станет охотно выполнять прием по словесной команде, его постепенно усложняют увеличивая выдержку при лежании, укладывая питомца на расстоянии.

собака с косточкойПриучение не брать пищу. Прием совершенно необходим при содержании животного в доме. На охоте он поможет пресекать попытки рвать и есть добытую дичь. Для отработки приема используют момент кормления собаки, а также дачи лакомства. При попытке пса взять корм его Удерживают командой "нельзя" и поводком. Взять пищу разрешают только после команды "возьми". Усложняя прием, добиваются длительной выдержки питомца над кормом. На улице и в других местах отказ от найденного корма поощряют лакомством.

Команде "нельзя" некоторые предпочитают иностранное слово "тубо", как более звучное и непонятное для посторонних. Слово "фу", применяемое в служебном собаководстве, неудобно для охотников, так как плохо слышно на расстоянии.

Иногда нужно пресечь нежелательное действие собаки тихой, но довольно доносчивой командой "тссс". Собака ее хорошо слышит, а посторонние лица нет что очень удобно, когда кто-либо пытается позвать или накормить вашего воспитанника.

Чтобы собаки не брали лакомство из чужих рук, некоторые дают своим питомцам корм только из левой руки. Собаки настолько привыкают получать угощение именно так что недоверчиво отходят от подачки из правой руки чужо го человека.

Подача. Прием необходим при обучении собак, предназначенных для подачи дичи, и очень полезен в повседневной жизни. При обучении молодого пса используют инстинкт преследования движущихся предметов. Щенку показывают поноску (мячик, палку и т п.), заигрывают с ним то поднося ее, то убирая подальше, а затем бросают в сторону и приказывают "дай". Щенок кидается за поноско и берет ее в пасть, но отнюдь не с тем, чтобы вернуть хозяи ну Наоборот он старается утащить поноску треплет "иг рушку". В этот момент дрессировщик должен позвать щен ка либо встать на его пути и при команде "брось" отобрат поноску, вручив в обмен кусочек лакомства. После неоднократного повторения прием будет освоен и питомец станет охотно приносить и отдавать поноску.
Но некоторые щенки вовсе не склонны хватать и носить предметы. Таких упрямцев можно заинтересовать, исполь зуя в качестве поноски вываренную кость, которую грызт уже неинтересно, а оставить без внимания еще нельзя...

Взрослую собаку не склонную к игре, рекомендуется обучать несколько иным, более длительным, но надежным способом. Усадив воспитанника у ног дают команду "возь ми" и осторожно вкладывают ему в рот поноску Разумеет ся, собака стремится избавиться от столь странного угоще ния, но этому препятствуют придерживая его некоторое время, а затем командуют "брось" и сразу дают вкусную награду Когда (после многократных повторений) пес станет брать поноску добиваются, чтобы он сам брал ее с земли. После этого уже легко заставить приносить поноску Когда собака усвоит прием, его усложняют заменяя поноску обвертывая ее то в тряпку то в бумагу постепенно увеличивая дальность заброса и т.д.

собаки играют с палкойНе следует позволять щенку играть с поноской, а также убегать с ней или грызть. Охотнику необходимо, чтобы собака спокойно относилась к поноске и безотказно выполняла команду "брось". Если пес стремится убежать со своей ношей, дрессировку надо проводить на длинной привязи.

В случае отказа подать брошенный предмет наказания совершенно недопустимы. Погорячившись и наказав собаку охотник может внушить ей отвращение к поноске на всю жизнь.

Встречаются собаки, которые охотно подают палки и другие предметы, но отказываются приносить сбитых птиц. Видимо, им не нравится своеобразный новый запах, а перья вызывают неприятные ощущения в полости рта. На охоте такого пса иногда удается заставить подать птицу послав за дичью, только что сбитой на его глазах. В этом случае охотничий инстинкт обычно побеждает отвращение собаки к подаче, и она начинает исправно приносить добычу А в процессе обучения можно заранее приучить щенка к ощущению перьев во рту, используя в качестве поноски засушенные крылья.

Подаче с воды обучают в теплое время года, вначале на мелких местах, с постепенным увеличением глубины и расстояния, усложняя прием в дальнейшем тем, что поноску бросают в заросли осоки. При этом надо добиться, чтобы собака искала, сообразуясь с указаниями охотника.

На охоте нередко приходится встречать собак, которые не подают птицу в руки, а бросают ее при выходе на берег. Иные же боятся входить в воду с птицей, поднятой с суши на другой стороне водоема, особенно если ноша велика и мешает собаке смотреть под ноги при резком увеличении глубины. От этих недостатков можно избавиться в процессе обучения, если еще до охоты условия тренировки сделать достаточно разнообразными.

Очень полезно научить пса находить потерянные вещи. Для этого его, уже приученного приносить поноску заставляют возвращаться за брошенной вещью по следу дрессировщика. Вначале поноску оставляют сзади всего в нескольких шагах и на виду у собаки, затем расстояние увеличивают и, постепенно усложняя прием, добиваются того, чтобы собака возвращалась по вашему следу на километр и более. Так, мои питомцы и лайки некоторых моих знакомых по команде "потерял, подай" приносили забытые на привале вещи или оброненные предметы, которые без этого могли быть утрачены навсегда.


Анекдот

Мужик просыпается в 5 утра, чтобы пойти на рыбалку. Собирает удочки, одевается, выходит на улицу. А на улице холодно, дождь и ветер. Мужик подумал: «Тут холодно, а там жена теплая», да и вернулся. Залазит к жене под одеяло: - Бр-р! Ну и погодка! Та отвечает сквозь сон: - И не говори! А мой-то, дурак, на рыбалку пошел.

Log In or Register